Д. Кочнев: «СРО добавили и работы, и ответственности»

01.07.2017

Интервью генерального директора Ассоциации саморегулируемая организация «Ивановское Объединение Строителей» Дмитрия Кочнева журналу «Ивановский бизнес» (№ 6, июнь 2017 г.).

обложкаjpg_Page1.jpg

Дмитрий КОЧНЕВ: «СРО добавили и работы, и ответственности»

В сфере саморегулирования строительства происходят серьезные перемены. О том, как протекает этот процесс, и к чему он может привести, мы поговорили с генеральным директором Ассоциации саморегулируемая организация СРО «Ивановское объединение строителей» Дмитрием Кочневым.

– Дмитрий Владимирович, собственно, основные вопросы перед отраслью поставил принятый в 2016 году Федеральный закон N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Какие перемены ждут сферу саморегулирования?

– Закон несет целый ряд новаций. В частности, скорректированы требования к выполнению работ по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации, строительства, реконструкции и капитальному ремонту, установлены новые требования к разработке СРО стандартов и внутренних документов и так далее.

Наиболее важными новациями я считаю региональный принцип формирования СРО, изменение требований к формированию компенсационного фонда, введение национального реестра специалистов. Кроме того, с 1 июля 2017 г. прекращается действие свидетельств о допуске. Теперь для выполнения ряда работ необходима будет выписка из реестра СРО. Без членства в СРО можно будет выполнять работы по договорам строительного подряда, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает 3 млн рублей.

Не нужно вступать в СРО физлицам, занимающимся строительством (капремонтом) индивидуального жилого дома, а также лицам, строящим гаражи, вспомогательные сооружения, киоски и т. п. Государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, а также юрлицам с долей участия государства (муниципалитета) более 50% не требуется быть членами СРО при выполнении таких работ для органов власти и организаций госсектора.

– Давайте начнем с новых требований к компенсационному фонду. Что здесь изменилось?

– Изменился порядок внесения взноса в компенсационный фонд. По сути, формируются два компенсационных фонда: КФ возмещения вреда и КФ обеспечения договорных обязательств. Их размер «привязан» к стоимости тех договоров, которые заключает организация.

«Минималка» та же, что и прежде: для тех, кто не участвует в конкурентных способах заключения договоров – 100 000 рублей. В случае участия в конкурентных способах заключения договоров уплачивается 300 тысяч рублей: из них 100 тысяч – это КФ возмещения вреда и 200 тысяч – КФ обеспечения договорных обязательств.

Это в тех случаях, когда стоимость договора организации не превышает 60 млн рублей. При этом, если речь идет о честных деньгах, то 60 млн – это сумма одного контракта (их может быть несколько). А если речь идет об участии компании в конкурсах – 60 млн – это сумма всех контрактов, которые единовременно может выполнять предприятие.

Следующий уровень – это договоры стоимостью до 500 млн рублей. В этом случае КФ возмещения вреда будет составлять 500 тысяч рублей, а КФ обеспечения договорных обязательств – 2 млн 500 тысяч. Градация предусмотрена до суммы свыше 10 млрд рублей. Не буду вдаваться в детали, специалисты это знают. Для того чтобы обезопасить средства СРО, созданы правила размещения средств указанных фондов в банках.

Введена материальная (коллективная) ответственность СРО по договорным обязательствам ее членов. В целом могу сказать, что СРО добавили и работы, и ответственности.

Раньше СРО несло ответственность перед третьими лицами только за те виды работ, которые стояли в допуске. Бывало, что к нам обращались по таким поводам: компания крыла крышу и случайно «протопила» магазин, красили фасад, подул ветер – покрасили стоящую рядом машину. Если раньше мы отказывали в выплате, то сейчас – это будет наша ответственность.

ПО КФ обеспечения договорных обязательств ситуация еще серьезнее. Если член СРО нанесет ущерб заказчику, тот имеет право обратиться в СРО за компенсацией. И я уверен, что обращения будут. Ведь с самого подрядчика зачастую взять нечего – у него уставной капитал 10 тысяч рублей.

Это большая ответственность. Как планируете контролировать своих членов?

– Тех, кто не участвует в торгах, мы будем проверять не чаще раза в три года – как положено. Сосредоточимся на проверках тех, кто занимается контрактами. Мы уже приобрели специальное программное обеспечение, с помощью которого сможем отслеживать, кто и в каких конкурсах участвует и где выигрывают. Если мы увидим, что есть тенденция к срыву контракта по вине заказчика (а это происходит часто), будем вмешиваться в ситуацию, подключать своих юристов. Ну а если это член нашей СРО срывает контракт, будем решать вопрос с ним. У нас есть контрольная комиссия, дисциплинарная комиссия. Это в их компетенции.

Кроме того, мы ввели у себя требование, что, заключая контракт, член СРО должен застраховать сделку.

– Вводится региональный принцип формирования СРО. Насколько я понимаю, организации, которые раньше состояли в СРО по всей стране, должны «вернуться на Родину». А зачем они вообще уходили?

– Да, принцип регионализации СРО состоит в том, что после 1 июля 2017 в члены СРО могут быть приняты только индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте федерации, что и СРО. Кроме того, в реестре саморегулируемой организации не должно остаться ни одной организации из регионов, отличных от региона регистрации. То есть они должны быть исключены в любом случае.

Причины регистрации в других регионах разные. Кто-то выбирал по цене, кто-то ориентировался на отсутствие контроля со стороны иногородней СРО. Для самих же СРО это часто был просто бизнес.

Сейчас предусмотрена процедура «безболезненного» перехода в СРО своего региона, с возможностью перечислить туда средства компенсационного фонда. Закон обязывает нас в течение 7 дней после получения уведомления о добровольном прекращении членства в связи с переходом в региональную СРО перевести весь ранее уплаченный компенсационный фонд в СРО по месту регистрации. Но, несмотря на кажущуюся простоту процедуры, возникает ряд сложностей.

Например, переходящие организации должны были подать уведомления в свои СРО до 1 декабря 2016 года, и те компании, которые не успели это сделать, утратили право на перевод компенсационного фонда в новую СРО. «Ивановское Объединение Строителей» идет навстречу таким организациям: мы приняли решение о том, что размер вступительного взноса для них составит 0 рублей (для всех остальных – 55 000 р.), а размер членского взноса за 2017 год 25 000 рублей (для всех остальных – 50 000 р.), тем самым, компании экономят 80 000 рублей.

– Откуда возвращаются к вам члены СРО? Как протекает этот процесс?

– Массово – из СРО, зарегистрированных в Саратове, Санкт-Петербурге, Москве, Костроме, Ярославле. По одному - два – из других регионов.

Процесс протекает по-разному. Где–то, как например, в Костроме и Ярославле, переход происходит быстро и четко, буквально день в день. А где–то есть проблемы. Например, бывшим членам саратовской СРО с большим трудом удается получить оттуда средства. Но благодаря конструктивному диалогу с руководителем НП «МОС (СРО)» Т.В. Маляновой нам удалось вовремя вывести оттуда существенную часть ивановских компаний.

– Сколько организаций состояло в СРО «ИОС» в начале года, сколько состоит сейчас и какие у вас планы? Много ли еще строительных организаций ожидаете принять в порядке перехода по месту регистрации?

– В конце 2016 года, когда я приступил к своим обязанностям, у нас было порядка 160 членов, сегодня более 280. Всего в Ивановской области примерно 500 юрлиц, у которых были допуски СРО. С учетом того, что время идет, кто-то с этого рынка уходит, прогнозная цифра – до 400 организаций. Но объективно мы рассчитываем примерно на 350. Как-то специально раздувать Ассоциацию мы не будем.

– Чем обернутся для вас изменения в системе контроля за деятельностью членов СРО, введение контрактной системы, общественного контроля?

– Все тем же – увеличением количества работы! Контроль за деятельностью членов СРО усиливается. Прежде всего, изменился подход к поступающим жалобам: мы не можем их игнорировать, любая жалоба на члена СРО (в том числе и от жителей) будет рассмотрена.

Кроме того, теперь мы будем вести анализ деятельности членов СРО, – они должны отчитываться перед нами о своей деятельности, объеме работ, заключенных контрактах. Работы добавилось в геометрической прогрессии. А главное – мы несем ответственность перед муниципальными заказчиками. То есть контроль ужесточается.

С другой стороны, члены СРО отчитываются по заключенным контрактам. И у нас есть полномочия общественного контроля: мы можем запрашивать информацию о контрактах, отслеживать ситуацию по проведению конкурсов. Зачастую даже если подрядчик недоволен тем, как прошел конкурс, он никуда не обращается, чтобы не испортить отношения с заказчиком. У нас такой боязни нет, потому что мы ни с кем никаких контрактов заключать не собираемся. Будем следить за конкурсами и если увидим нарушения, будем обращаться в ФАС, в суд. То есть будем защищать права наших членов. Особенно на территории нашей области. Потому что мы понимаем, что Ивановская область небогатая, предприниматели тоже не жируют. И если у нас еще и средства от выполнения госконтрактов будут уходить в соседние области, это негативно скажется на экономике нашего региона.

– Что будет представлять собой национальный реестр специалистов в сфере строительства? Возникают ли сложности с его формированием?

– Законом №372-ФЗ вводятся требования к специалистам по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства. Предусмотрено введение национальных реестров таких специалистов. Вести этот единый реестр будет Ассоциация «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ), а у проектировщиков и изыскателей – НОПРИЗ (Национальное объединение изыскателей и проектировщиков). Данные специалисты полномочны подписывать всю исполнительную документацию, вводить объекты в эксплуатацию, общаться с проверяющими органами.

С 1 июля будет достаточно двух специалистов по организации строительства, но они должны быть в национальном реестре. Для включения в НРС специалисты должны предоставить справку об отсутствии судимости, заверить у нотариуса диплом о высшем образовании и заявление. С 1 июля строительные организации не смогут работать, если у них не будет специалистов, зарегистрированных в национальном реестре.

Могу сказать, что процесс идет туго: у нас зарегистрировано около 280 организаций, то есть в национальном реестре должно состоять примерно 560 специалистов, а подано на сегодняшний день чуть более 100 комплектов документов.

– СРО «ИОС» имеет статус оператора нацреестра специалистов. Что это значит?

– Это значит, что мы можем облегчить жизнь членам нашей СРО. Подать документы в нацреестр можно через нас. Это быстрее и дешевле. Мы проверяем документы и пересылаем их в Москву. Но пока, повторюсь, активность невысока.

– Закон предъявляет к саморегулируемым организациям требование об информационной открытости. Соответствует ли СРО «ИОС» этим требованиям?

– Недавно нас проверяли специалисты Ростехнадзора, были отмечены некоторые недоработки, мы их устранили. Новый закон расширяет перечень информации, которая должна быть в открытом доступе. Это протоколы, положения, стандарты, бухгалтерские отчеты, новости СРО. Все это у нас есть. Но мы решили пойти дальше. Вышли в этом году в соцсети, создали группу в Вайбере из представителей профессионального сообщества.

Кроме того, у нас на сайте обязательно будет функция личного кабинета, где можно будет вести переписку, получать выписки, заверенные посредством ЭЦП, подавать сведения в национальный реестр специалистов. Также мы хотим создать некое подобие торговой площадки, где заказчики смогут размещать объекты, а победители конкурсов – искать субподрядчиков. Будет у нас и подобие биржи труда, ярмарки вакансий.

– Дмитрий, вы ведь стояли у истоков создания института саморегулирования в строительстве, одним из первых включились в формирование саморегулируемых организаций. Как вы думаете, почему, этот инструмент до сих пор не работал в полной мере? Почему возникла необходимость серьезной корректировки?

– Я считал и считаю, что институт саморегулирования – это нормальный инструмент. То, как им воспользовались в нашей стране – это второй вопрос. Многие постарались сделать из этого бизнес. Смысл коммерции состоял в том, чтобы собрать с организаций членские взносы и ни за что не отвечать.

Сейчас государство стремится сделать инструмент СРО действительно работающим. Но даже после принятия нового 372-ФЗ «коммерсанты» сообразили, как можно на этом нажиться. Например, берут деньги за проверки, или торгуют «мертвыми душами», то есть специалистами, которые могут быть внесены в нацреестр.

– Главная проблема для многих СРО – законопроект «об историческом максимуме». Ваша оценка ситуации и прогноз на ближайшее будущее.

– Действительно, для многих может стать проблемой то, что компенсационный фонд необходимо сохранить на историческом максимуме. То есть он должен составлять сумму за всех членов СРО за все время деятельности. Сейчас этому требованию не соответствуют порядка 150 СРО из 266 по всей стране. То есть больше половины. Ситуации разные – кто-то просто вывел деньги в оффшоры, у кого-то они лежали в банках, впоследствии лишившихся лицензий (и был ли это сговор с банком или неудачное стечение обстоятельств – трудно сказать).

В любом случае на этом рынке предстоит навести порядок. Если в каком-то регионе в результате вообще не останется СРО, строительные организации смогут прийти в СРО соседних регионов. Организации оттуда по закону смогут прийти, в том числе, и к нам.

– Какие мероприятия проводит СРО «ИОС»?

– В конце мая мы совместно с Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет» организовали и провели конкурс профессионального мастерства среди рабочих строительных профессий. И участники, и соорганизаторы отметили, что это был самый масштабный конкурс за все время его проведения. В этом году нам удалось привлечь более 14 строительных организаций, которые предоставили для участия 25 работников.

Традиционно конкурсные соревнования проходили по 4 номинациям: «Лучший каменщик», «Лучший плиточник», «Лучший маляр» и «Лучший штукатур». В этом году по инициативе СРО «ИОС» впервые в Положение о конкурсе введена новая номинация – «Лучший сварщик». Победители номинаций «Лучший каменщик», «Лучший штукатур» и «Лучший сварщик» будут отправлены «Ивановским Объединением Строителей» на второй этап Национального конкурса «Строймастер» ЦФО, который пройдет в г. Воронеже.

Сейчас мы участвуем в работе оргкомитета выставки «Строительство и ЖКХ», планируем провести там «круглый стол» на тему: «Жизнь членов СРО после 1 июля 2017 года (строительство, проектирование, изыскания)». К разговору приглашены представители СРО других регионов, областной и городской власти, муниципалитетов. Мы намерены провести разъяснительную работу, рассказать о том, что изменилось в работе по конкурсам. Например, до сих пор во многих случаях в конкурсной документации стоит требование «допуск СРО». С 1 июля это уже будет незаконно.

– В августе будет отмечаться профессиональный праздник – День строителя. Как планируете его отмечать?

– Подготовка уже идет. Приглашаем всех на праздничное мероприятие 10 августа, в ресторан «Шафран» после официальных торжеств. Программа будет насыщенной. Все секреты раскрывать пока не буду, скажу только, что ожидаются выступления участников программы «StandUp–шоу» (канал «ТНТ») и ивановской кавер–группы «COOL JAM» . Заказать билеты можно уже сейчас по телефону (4932) 95-70-55. Думаю, что строители заслужили отличный праздник!

1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
Д. Кочнев: «СРО добавили и работы, и ответственности»

Объявления Ассоциации СРО «ИОС»

Будьте в курсе последних новостей
Выберите рассылку

Вернуться к списку новостей

Сайт Ассоциации «РОП»